Белорусский пейзажист на вершине мира. 100-летию народного художника Беларуси П. В. Масленникова





БЕЛОРУССКИЙ ПЕЙЗАЖИСТ НА ВЕРШИНЕ МИРА




 


 Іна Наркевіч, рэдактар канала "Культура", бярэ інтэрв'ю у прафесара  БДАМ, кандыдата мастацтвазнаўства Яўгена Феліксавіча Шунейкі, у якім ен дзеліцца ўспамінамі аб сваім настаўніку П.В.Масленікаву, выстава якога "Масленікаў П.В. Майстар і вучні" адчыняецца 07.02.2014 у НММРБ.



100-летию народного художника Беларуси
Павла Васильевича Масленникова посвящается.


Мне посчастливилось учиться в Белорусском государственном театрально-художественном институте в 1973-1978 гг. под руководством опытного педагога и талантливого живописца П.В.Масленникова.

Это было в те незабываемые времена, когда искусство давало возможность приобщиться к свободной творческой профессии, чтобы почувствовать себя затребованным в большом культурном пространстве.

Тогда авторитет педагога был незыблемым. Он пользовался уважением и признанием своих студентов, как исключительная личность, владеющая таинствами приобщения своих воспитанников к законам профессионального искусства.

Таким любимым и уважаемым наставником был для нас и Павел Васильевич, могучий и энергичный художник, очень требовательный к себе и окружающим.

Он не только учил нас изобразительному и декоративно-прикладному искусству, но давал пример служения искусству своим творчеством.

В течение всего года он занимался этюдами с натуры: и в снег, и в ветер, и в жару, и в пасмурные дни. Прямо с этюдов успевал появиться на занятиях,  поделился свежими впечатлениями о том, какой прекрасный цвет у весенней природы, какая колоритная тема – "золотая осень” и т.д.

В 1975 году почти на месяц наш педагог неожиданно уехал в творческую командировку в Индию и Непал.

Мы понятия тогда не имели, как выглядит жизнь даже в соседних западных странах, а тем более в далёких восточных регионах мира.

И поэтому ждали его возвращения с нетерпением и предвкушением чего-то необычайного.

И вот совсем неожиданно для нас дверь мастерской отворилась, и на пороге появился излучающий солнечную энергию и дух путешествий наш дорогой учитель. Он так сильно загорел, что казался нам темнокожим индийским жрецом с серебристой бородой.


Е.Шунейко. "С этюдов – к студентам. П.В.Масленников в 1970-х гг."

Павел Васильевич, как говорится, прямо с самолета появился на занятиях в институте и поделился с нами своими яркими впечатлениями о далекой и живописной стране.



П.В.Масленников. "Утро в Дели”. Картон, масло, 1976.

Он взволнованно говорил о цветущей природе и прекрасных людях Индии, которые очень уважают художников, окружают их вниманием и гостеприимством.

Поэтому он сумел сделать десятки этюдов в разных местах великой страны и даже писал с натуры Гималаи. Погода там всегда настолько солнечная и лучезарная, что можно было издалека видеть и изображать их далекие синие очертания.



П.В.Масленников. "Непал. В предгорьях Гималаев”. Картон, масло, 1976.

А затем в высокогорном Непале он поднялся на "крышу мира” и писал заснеженные гималайские вершины, ощущая особую энергетику небесного пространства, нисходящего с заоблачных высот.

Его поражало, что утреннее и вечернее солнце Индии окрашивает небо и землю в розовый и ярко-оранжевый цвет. Поэтому трудно  в такое переходное время суток писать с тонкими живописными оттенками.



П.В.Масленников.
"Вечер в Индии”. Картон, масло, 1971.

А вот дневное время даёт такую цветовую прозрачность и разнообразие колоритных сочетаний, что трудно было оторваться от холста и красок. Поэтому он так интенсивно загорел в творческом живописном самозабвении.

Индийский и непальский цикл не перерос в силу отсутствия тогда налаженных культурных связей и соответствующей им выставочной тематики в большие пейзажные композиции, но остался в форме этюдных находок в мастерской художника как великое достижение белорусской пейзажной живописи. 

Он повлиял на дальнейшие творческие поиски П.В.Масленникова, которые отличается цветовой праздничностью и солнечной просветленностью.      
 
Сейчас этот творческий опыт, известный по репродукциям в монографиях о моем учителе и музейным коллекциям, призывает нас максимально расширять творческие горизонты, насыщаться новыми эстетическими впечатлениями и обогащать наше отечественное искусство.



Е.Шунейко. "П.В.Масленников в Индии"

Великий и безграничный мир ждет нас, художников-профессионалов, чтобы мы выразили свое восхищение его красотой и разнообразием.

И пусть нас не перестает вдохновлять первопроходческий пример П.В.Масленникова, который подарил нашему искусству первые живописные впечатления от самых возвышенных сочетаний горных вершин и безграничного небесного пространства.     

 

Евгений Шунейко, искусствовед, участник проекта "Исток Нёмана - исток духовности"


1995