О музее

Могилевский областной художественный музей им. П.В.Масленикова размещается в здании, являющимся памятником архитектуры начала XX века, имеет черты стилей модерна, псевдорусского и позднего классицизма. Автор проекта архитектор А. Друкер. Первоначально в здании находился поземельно-крестьянский банк, а с 1919 по 1932 год – Могилёвский государственный исторический музей. Его достопримечательностью была бронированная комната-сейф, в которой хранились музейные реликвии, поступившие из национализированных поместий, могилёвских Церковно-археологического и Губернаторского музеев. Среди них: Крест Евфросинии Полоцкой 1161 года, выполненный Лазарем Богшей, собрание белорусских рукописных книг и грамот (175 единиц), оружие Х-ХIV ков (280 единиц), монеты (1800 единиц), иконы ХVII-ХIХ веков, булава Сигизмунда III, картины И. Айвазовского, И. Репина, В. Серова и других известных художников, митра Могилёвского архиепископа Георгия Конисского, плащаница 1566 года работы близкой родственницы жены Ивана Грозного Анастасии Романовны – Анны Фёдоровны Палецкой, первопечатная Минея, королевские грамоты XVI-ХVIII веков (26 единиц), рукописные ирмосы 1697 года с рисунками и многое другое. Судьба их осталась неизвестной в связи с началом Великой Отечественной войны, когда экспонаты были вывезены за пределы Могилёва. В 1944 году, после освобождения города, в здании размещались обком и горком партии, позднее редакция газеты «Могилёвская правда», а 19 ноября 1990 года был открыт Могилёвский областной художественный музей.

В фондах музея собраны произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Беларуси, России, стран Западной Европы, КНР. Началом формированию коллекции Могилевского областного художественного музея послужила передача Могилевским областным краеведческим музеем 83-х произведений живописи, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, которые были переданы на постоянное хранение Могилевским областным краеведческим музеем. Изобразительное искусство Беларуси ХХ-ХХI вв. занимает в коллекции музея значительное место. Прежде всего, это связано с годом создания и открытия музея. Сегодня Могилёвская земля сохраняет и продолжает художественные традиции прошлого, гордится творчеством современных мастеров. Об этом свидетельствует активная деятельность Могилёвского областного художественного музея имени П.В. Масленикова, который является настоящим центром искусства, где хранится и популяризируется уникальная коллекция произведений художников Беларуси, а также других стран. Активно проводится выставочная экскурсионная и лекционная работа.

Новым импульсом для дальнейшего развития музейной коллекции послужил дар (28 июля 1994 года) Заслуженного деятеля искусств, народного художника Республики Беларусь Павла Васильевича Масленикова, чьё имя является одним из самых известных и уважаемых в белорусском искусстве, научных кругах, и международном сообществе. 125 произведений живописи и театрально-декорационного искусства легли в основу открытия Областного художественного музея его имени (22 января 1996 года). Главный памятник творцу – мемориальная Картинная галерея Павла Васильевича Масленикова. Так стала работать первая у нас в Республике авторская картинная галерея, открытая ещё при жизни самого художника. Она разместилась в пяти залах первого этажа музея и стала её первой постоянной экспозицией.

В 1996 году, после смерти П.В. Масленикова, музей получил новый статус, увековечивающий его память, – Могилёвский областной художественный музей имени П.В. Масленикова. Это первый областной музей в нашей стране, носящий имя белорусского художника, который родился, вырос, сформировался и состоялся как гражданин в Беларуси. В сентябре 1997-го, состоялось «второе рождение» – Картинной галереи. Экспозиция разместилась в красивых залах второго этажа музея.

В рамках проведения II Международного пленэра по живописи имени В.К. Бялыницкого-Бирули «Образ Родины в изобразительном искусстве», в сентябре 1997 года, недалеко от здания музея был установлен памятник-бюст П.В. Масленикова работы скульптора Владимира Михайловича Летуна. В августе 2008 года было присвоено имя Масленикова одной из улиц города Могилёва. Произведения Павла Васильевича Масленикова находятся в Национальном художественном музее, в музеях Минска, Могилева, Москвы, в частных коллекциях Японии, Франции, Венгрии, Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратов и других стран. Но самая лучшая коллекция – в Могилёве, в Картинной галерее П.В. Масленикова.

Могилёвская земля, испокон веков богатая талантливыми людьми, взрастила художника П. В. Масленикова, а он, благодарный сын, отдал свою дань любви и уважения родному краю и людям. Дочь Павла Васильевича, Вера Прокопцова отмечала, что в Галерее «появляется возможность целиком воспринять, почувствовать духовный мир художника, оценить творческую уверенность мастера, твёрдость его жизненных принципов, любовь к родному Отечеству. Здесь, в Галерее Павла Васильевича Масленикова, до конца осмысливаешь противостояние «вчера» и «завтра», «ежедневность» и «вечность», «впервые» и «всегда». С этого времени фонды музея пополнялись дарами художников: Э. Карповича, Г. Поплавского, В. Напреенко, В. Ральцевича, В. Масленикова, В. Альшевского, Ф. Гумена и других. Музей получил возможность сформировать новые постоянные экспозиции и работать со сменными выставочными проектами.

Сегодня коллекция музея насчитывает 5282 единиц основного фонда и 1468 единиц научно-вспомогательного фонда.

Лирические традиции пейзажной живописи И.И.Левитана нашли свое воплощение в творчестве народного художника БССР и РСФСР В.К.Бялыницкого-Бирули, родившегося в Белоруссии. Музей располагает работой «Лунная ночь» 1937 года, этого замечательного художника.

А также в коллекции музея хранятся произведения известных мастеров республики: В.Громыко, А.Бархатков, В.Кудревич, М.Савицкий, В.Цвирко, Л.Щемелёв, Г.Ващенко, А.Аникейчик, З.Азгур, Ю.Пэн, З.Литвинова, В.Кожух, В.М.Летун.

Поколение современных художников представлено работами Г.Н.Кононовой, М.и Г.Таболич, В.Н.Шпартов, Б.И.Первунинских, Ф.С.Киселёва, В.П.Напреенко, В.П.Масленикова и др.

Произведения П.В. Масленикова неброские, на первый взгляд, содержат в себе главное – человека, влюблённого в своё дело, человека, щедрого и доброжелательного, который открывает зрителю чудесный мир, полный привлекательного разнообразия, трепетной взволнованности, чарующей торжественности. Работая долгое время театральным художником, он начал подсознательно переносить определённые театрально-декорационные приёмы и в пейзажную живопись. Это очевидно в полотнах, «построенных», сделанных на основании этюдов, но уже в мастерской («Зимняя сказка», «На мозырьских высотах», «Зимний вечер»).

Небольшие, написанные на природе, полные света и воздуха, пространства, импрессионистические пейзажи «Повеяло весной», «Зима в Белоруссии», «Лесная чаща», «Золото берёз», «В зимнем лесу» наполняют залы галереи простором неба, прозрачностью белорусских рек и озёр, лесных полян и чащ. Из этих поездок художник привозил целые серии работ. Лишь некоторые из них экспонируются здесь: из крымской серии – «Пересохший ручей», «В крымских горах», «Снег в Крыму», «Крым в декабре»; алтайской – «Август в Алтае», «Над Иней», «Начало Бии», «Над Катунью»; карпатской – «Февраль в Карпатах», «Река Прут. Карпаты»; балтийской – «Дожди над Балтикой», «Балтика».

В экспозиции довольно широко представлены: монументальная фресковая живопись XVIII века, коллекция иконописи, могилевская школа гравюры XVII века (старопечатные книги с гравюрами, выпущенные в типографии М. Ващенко), предметы декоративно-прикладного искусства, изразцы XVII века, которые на протяжении двенадцати лет удалось собрать, сохранить, отреставрировать коллективу научных сотрудников музея. Известным талантливым мастером, жившим во второй половине XVII века, был Клим Михайлов, резчик по дереву из города Шклова, который владел высокой техникой ремесла и обладал большим художественным вкусом. Одно из первых и возможно единственной такого рода работой, созданной им в XVII веке на территории Беларуси с применением новой технологии, которая получила наименование «белорусская резь» (резь навылет), является иконостас Никольской церкви монастыря в г. Могилёве, фрагменты которого представлены в экспозиции.

Хотелось бы отметить наиболее интересный экспонат в коллекции «Печатные издания» книгу «Небо новое» 1699 года которая была издана в Могилёвской Братской типографии М. Вощанки.

Самобытным и интересным памятником монументальной живописи 50-х гг. XVIII века, являются стенные росписи лестничной клетки Белыничского монастыря кармелитов, в городском посёлке Белыничи, над которыми работал монах Иосиф с двумя помощниками Шульцом и Прозаром. (Фреска – это значит «свежий», «сырой», произошло от итальянского слова «fresco»). В 1978 году, в связи с аварийным положением здания, остатки монастыря должны были взорвать. Узнав про это, на место выехала группа реставраторов. Фрески были сняты и отправлены в Минск для проведения консервативных работ. И находясь в консервации, в 1995 году появились в музее. Почти 20 лет проходила реставрация фресок. Эти росписи являются примером Могилёвской школы монументальной живописи и вносят существенные дополнения в наши представления о развитии древне-белорусской живописи в целом. Сегодня это уникальный и единственный памятник на постсоветском пространстве, так широко представленный в музейном пространстве.

Новая постоянно-действующая экспозиция «Тайна Креста» демонстрирует голографическое изображение главного символа христианской веры – Креста Ефросинии Полоцкой.